Андрей Углицких (klavdii1955) wrote,
Андрей Углицких
klavdii1955

Categories:

Об Алексее Ерофееве, Валамазе, Мигеле де Унамуно, Хосе Ортеге-и-Гассете и о многом другом...

Получил письмо от своего знакомого. От Алексея Николаевича Ерофеева. Алексей Ерофеев возле студенческого общежития ГППИ, 2006
Вот его фрагмент: "Посёлок Валамаз, где я в данный момент работаю учителем русского языка и литературы,  расположен в глубине волго-вятских лесов, вдали от села Красногорского, которое является центром одного из самых северных районов Удмуртской республики, граничащего с Кировской областью. Вроде бы совсем недавно в этих местах вовсю кипела жизнь; в посёлке работал стеклозавод, построенный ещё в девятнадцатом веке, предприятие по производству лыж, филиал Игринской обувной фабрики, две пилорамы и лесопункт. В двух клубах (заводском и поселковом) проходили культурные мероприятия, в двух школах учились дети, в двух детских садах воспитывали дошкольников. Пришла эпоха перестройки. Благодаря (конечно, в кавычках) неразумной приватизации два предприятия (филиал обувной фабрики и стеклозавод) остановились навсегда, лыжная база тоже долгое время не работала, потом её возродили уже в начале XXI века, и к тому же пришлось закрыть одну пилораму. Посёлок начал медленно вымирать – к концу XX столетия от прежних пяти тысяч населения осталась всего одна тысяча жителей. Но, продолжая своё постепенное вымирание, посёлок всё-таки ещё живёт – рождаются дети, работает школа, растёт молодёжь, которая иногда не только пьёт и гуляет, но и успевает, и занять место старших на лыжной базе и на пилораме и произвести на свет детей. А школьники пишут очень хорошие, изумительные и талантливые стихи. И именно об этих стихах далее пойдёт речь..." Далее Алексей Николаевич, как постоянный  автор "Журнала литературной критики и словесности", который я несколько лет "веду" по бурному интернет-морю, предложил для публикации в "ЖЛКиС" стихи своих учеников. Дело тут не в стихах... Стихи у юных валамазцев пока не самые совершенные.  Дело, по-моему, в самом Алексее Николаевиче Ерофееве. Я познакомился с ним в ходе своего выезда в город Глазов, что в Удмуртии, в 2006 году. Студент филологического факультета Глазовского пединститута, литератор, поэт, прозаик, КВНщик, компьютерщик, дискотечник... Молодой совсем человек...  И вот - это уже не городской богемный мальчик, а учитель, да не просто учитель, а Учитель Русского Языка и Литературы, да не абы где, а в самой удмуртской глубинке, в поселке Валамаз! УЧИТЕЛЬ!   И поневоле потянулись длинные, как нити канители на рождественской елке, аналогии и сопоставления...
В конце девятнадцатого века Испания, потерпев поражение в войне с США, потеряла последние колонии в Новом Свете. Наверное, настроения тех испанцев, всю глубину позора, унижения, через который прошли тогда гордые иберийцы, можно сравнить с нашими переживаниями, связанными с событиями 90-х годов XX века. Рухнула Империя. Хаос и бардак, ощущения, едва ли не конца света, обида и горечь за свою прекрасную родину, наверное, так же одолевали тогда и испанцев... Выход? Что делать? Каким образом выйти из ситуации - вот вопросы, которые остро встали Хосе Ортега-и-Гассетперед  молодежью тамошней... И тогда испанские мальчики, студиозусы мадридские составили для себя некий план, программу целую, пожалуй,  возрождения несчастной отчизны своей: первое - мы сами должны стать образованными людьми, овладеть всей суммой философских и иных знаний и представлений о жизни; второе - став образованными сами, мы должны будем поехать в глубинку. Для чего? Чтобы передать полученные нами знания людям, ученикам своим, чтобы их сделать образованными. Чтобы новое поколение, грамотных, воспитанных, целеустремленных испанцев возродило былое величие Испании... Такие вот студенты были тогда... В Испании-городе. Так вот, у истоков того, испанского "народничества" конца девятнадцатого и стояли два будущих гранда и мэтра философской мировой мысли -  Хосе Ортега-и-Гассет и   Мигель де Унамуно. Несущие в себе сильный заряд стремления к национальному возрождению учения обоих мыслителей стали крупным вкладом и  в сокровищницу мировой философии. Оба ученых были современниками, но, если старший - Унамуно, с его сомнениями и почти мистическим романтизмом оставался сыном европейского XIX века, то Ортега, целиком отдавшись потоку уносящей его в новое столетие жизни, символизирует новую Испанию и новую Европу. Впрочем, Ортега все-таки сохранил переданный ему старшим его современником романтический импульс, вошедший в его творчество прежде всего через язык, яркий и красочный, словно обволакивающий его размышления изящной словесной вуалью. Но иррациональным элементам философии прошлого Ортега противопоставил классическую ясность форм и хладнокровие рассудка.Мигель де Унамуно
Вот о чем думал я, получив письмо из поселка Валамаз, что на самом северном севере Удмуртии. Показался мне почему-то Алексей Николаевич, Алеша Ерофеев, в некотором смысле, неким продолжателем дела Хосе Ортега-и-Гассета и Мигеля де Унамуно...
А чем черт не шутит...
Tags: история, литература, педагогика, философия
Subscribe

  • Андрей Углицких: Остоженка-река

    Шли по Остоженке. Шел святочный снег. Черно-белый пейзаж подсвечивался, освещался, горящими в витринах магазинов, закрытых по случаю…

  • Андрей Углицких: "Куржак на березах барачных..."

    ...Погода сегодня - хоть куда! Солнце, морозно... Но главное, что на березах - куржак! Сказочный вид. Вчера еще подумал, почему куржака так…

  • А был ли Гомер?

    Тема сегодня не самая простая - был ли Гомер? Хотя, это неправильная постановка, что называется. Это уже вывод. Почти. Если убрать вопросительный…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment