Андрей Углицких (klavdii1955) wrote,
Андрей Углицких
klavdii1955

НОВОЧЕРКАССК - ГОРОД-ПАМЯТНИК КАЗАЧЬЕЙ СЛАВЫ

В 1806 году столица Донского казачьего войска, по инициативе Вихрь-Атамана Платова, была перенесена из Старочеркасска в Новочеркасск. Что же побудило Главного Казачьего Атамана (уроженца, "коренника"  старочеркасского, к тому же) "изменить" свой малой родине? Главной причиной тому стало низинное местоположение Старочеркасска, регулярно затапливаемого во дни донских половодий. Подтопления были сущим бичом божьим Старочеркасска. Это действительно так - даже во время нашего посещения колыбели Донского казачества, еще при подьезде к Старочеркасску, обратили мы внимание на то, что последний "сидит" по отношению  к Дону низко, что местность и к северу и северо-западу от Старочеркасска изрядно заболочена...  Настырные донские казаки долго пытались исправить дело подручными, так сказать, способами.  Однако ни многочисленные водоотводы, ни дамбы, ни укрепления берегов  - существенно не улучшили ситуацию. Таким образом, решение о переносе казачьей столицы на несколько десятков километров на север, в более благополучный район, принятое казачьими атаманами во главе с Платовым, в начале девятнадцатого, было вынужденным, психологически очень непростым... Но - принято.
 
...Новочеркасск - производит впечатление настоящего города-памятника. Главной же городской достопримечательностью является, на мой взгляд, Соборная площадь с вознесенными над землей куполами первого, пожалуй, в России воинского храма - монументального Вознесенского кафедрального собора:



Внутреннее убранство храма


Фрагмент внутреннего убранства храма

По периметру  Соборной площади, являющейся, к тому же, местом, где происходят торжественные воинские праздники - принятие присяги,  построения, посвященные выпуску из военно-учебных заведений г.Новочеркасска, казачьи сходы и Круги,  расположено несколько памятников. Они заслуживают отдельного упоминания.

Вот памятник Я.П.Бакланову: 




 Бакланов Яков Петрович (1809 - 1873) - окружной генерал 2 округа Донского казачьего войска, "шайтан Боклю", называли его горцы во время Кавказской войны. Подробнее об этом человеке см.(http://fstanitsa.ru/gla_baklanov.shtml). 

А вот памятник моему "земляку" - уральцу, а на самом деле - донскому казаку Ермаку Тимофеевичу:  
(правда, существует любопытная версия о том, что Ермак Тимофеевич и не донской казак вовсе, а никто иной, как внучатый племянник ...Христофора Колумба, родом из Кафы (Керчи), куда дед его, родной брат первооткрывателя Америки, перебрался из итальянского города Генуи в середине шестнадцатого века (см. http://legeartis.medic-21vek.ru/proza/uglitskikh.%20mama%202.htm). Мало того, оказавшись в Новочеркасске, я еще более утвердился в не безосновательности этой версии, ибо Керчь и Дон  основательно связаны между собой, располагаясь на одном "векторе" торговых путей...)

А вот памятник Согласия или Примирения  всех воющих: белых и красных казаков. Официально название, если не ошибаюсь: "Памятник Казачеству"  Был открыт несколько лет назад:




Вокруг фигур  в центре монумента 




по "солнышку" лежат памятные мраморные плиты, с высеченными на них названиями названий казачих войск царской России: 
  


 



Я не помню, сколько мы тогда насчитали таких плит. По-моему, 16 или 17. То есть, практически все "территориальные" казачьи войска: 
Амурское казачье войско
Астраханское казачье войско
Донское казачье войско
Забайкальское казачье войско
Кубанское казачье войско
Оренбургское казачье войско
Семиреченское казачье войско
Терское казачье войско
Калмыцкое (Ставропольское) войско
Уральское (Яйцкое) казачье войско
Уссурийское казачье войско
Кавказское линейное казачье войско
Черноморское казачье войско
Задунайская Сеч
Запорожская Сечь
Новая Сечь
Не хватало, по-моему, только Гребенских Казаков. Остальные, вроде бы, были на месте (хотя, не уверен. Мог что-то и пропустить... Не уверен). Впечатление от этой монументальной группы, в целом, колоссальное. Комок в в спазмированном горле  стоит долго. Душат самые горькие, самые страшные из слез - слезы невидимые миру, внутренние... Слезы души...  
Сведенные воедино, собравшиеся вместе - все эти "отмененные"  большевиками в 1920 году Войска, состоявшие из Защитников, Охранителей, Предстателей Земли Русской, словно бы напоминают о том, как нельзя, не должно  было относится к этим самым Защитникам, Охранителям и Предстателям...  Не должно!..
Эх, Расея, Расея! Поумнеем ли мы все когда-нибудь?!
Невольно пришло на ум еще одно: стихотворение Николая Туроверова - певца Вольного Дона, поэта-эмигранта, покинувшего Россию с последним крымским пароходом в двадцатом  (помните, "Мой денщик стрелял не мимо / Покраснела вдруг вода / Уходящий берег Крыма/  Я запомнил навсегда."). Стихотворение настолько пронзительное, что и не передать. В нем, по моему, как нигде, глубоко показан смысл казачества,  раскрыта квинтэссенция казачьей души. Вот оно:  

Поход

Н.Н.Евсеву

Как в страшное время Батыя,

Опять породнимся с огнем.

Но, войско, тебе не впервые

Прощаться с родным куренем!

Не дрогнув, станицы разрушить,

Разрушить станицы и сжечь,

Нам надо лишь вольные души,

Лишь сердце казачье сберечь,

Еще уцелевшие силы –

Живых казаков сохранять,

Не дрогнув, родные могилы

С родною землею сровнять.

Не здесь – на станичном погосте,

Под мирною сенью крестов,

Лежат драгоценные кости

Погибших в боях казаков,

Не здесь сохранялись святыни –

Святыни хранились вдали:

Пучок ковыля да полыни,

Щепотка казачьей земли.

Все бросить, лишь взять молодаек.

Идем в азиатский пустырь –

За Волгу, за Волгу – на Яик,

А дальше, потом – на Сибирь.

Нет седел – садитесь охлюпкой,     

Дорогою седла найдем.

Тебе ли, родная голубка,

Впервые справляться с конем?

Тебе ли, казачка, тебе ли

Душою смущаться в огне?

Качала дитя в колыбели,

Теперь – покачай на коне!

За Волгу, за Волгу – к просторам

Почти не открытых земель.

Горами, пустынями, бором,

Сквозь бури, и зной, и метель

Дойдем, не считая потери,

На третий ли, пятый ли год.

Не будем мы временем мерить

Последний казачий исход.

Дойдем! Семиречье, Трехречье –

Истоки неведомых рек…

Расправя широкие плечи,

Берись за топор, дровосек,

За плуги, за косы беритесь,

Кохайте и ширьте поля,

С молитвой трудитесь, крепитесь,

Не даром дается земля –

Высокая милость Господня,

Казачий престол Покрова,

Заступник Никола-Угодник

Услышит казачьи слова.

Не даром то время настанет,

Когда, соберясь у реки,

На новом станичном майдане

Опять зашумят казаки.

И мельницы встанут над яром,

И лодки в реке заснуют –

Не даром дается, не даром

Привычный станичный уют.

Растите, мужайте, станицы,

Старинною песней звеня,

Веди, казаку, молодица,

Для новых походов коня,

Для новых набегов в пустыне,

В глухой азиатской дали…

 

О, горечь задонский полыни,

Щепотка казачьей земли!

Иль сердце мое раскололось?

Нет – сердце стучит и стучит.

Отчизна, не твой ли я голос

Услышал в парижской ночи?

Париж, 1939


Отрадно, что помнит Новечеркасск имя своего основателя - Атамана Платова: 

  

А вот в музей Донского Казачества мы так и не попали. Потому, что приехали в понедельник, а понедельник выходной день. Только и осталось, что любоваться пушками, лежащеми у музейного входа и гадать: новодел они или нет: 
 

Выезжали мы из города через знаменитые Екатерининские ворота: 


Прощай, Новочеркасск!  Или, все-таки, до свидания?


  Отдельная благодарность нашему ростовскому "сопровождающему" Александру Куценко, с легкой руки которого мы и оказались в Новочеркасске -  за водительский талант, за внимание и долготерпение, за человеческую надежность и дружескую основательность, за общение, за интерес к истории, за любовь к родному краю, словом, за все...все...все... 
Tags: Александр Куценко, История Казачества, Новочеркасск
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment