Андрей Углицких (klavdii1955) wrote,
Андрей Углицких
klavdii1955

М.БЕЛПУЛЕР: ПИСАТЕЛЬ СВЕРЧКОВ РАЗГОВАРИВАЕТ С ПИСАТЕЛЕМ ЧЕХОВЫМ

Ну, никак не сидится спокойно Максиму Белпулеру в своей отпускной Варне! То ли погода плохая, то ли - наоборот - на южном солнце перегрелся наш литературный критик и друг. Прислал очередной материал. Представляю его вниманию читателей своего блога. Андрей Углицких. 

М.БЕЛПУЛЕР (Москва). 

ПИСАТЕЛЬ СВЕРЧКОВ РАЗГОВАРИВАЕТ С ПИСАТЕЛЕМ ЧЕХОВЫМ
 
Натолкнулся на любопытную цитату (в одной из книг Р.Медведева): "Кто таков Каганович - чей план последовательного разрушения центра Москвы тоже приписывается Сталину, Каганович, долгие годы бывший, по сути, вторым лицом в партии? " - вопрошает Анатолий Иванов (См.: Черный хлеб искусства. Диалог писателя А.Иванова и критика В.Свинникова // Наш современник, 1988, №5. С.175 )»
Задумался вот над чем  - к чему все эти "писатель", "критик" в названии печатного материала?  Зачем?? Чтобы люди знали,  что А.Иванов – писатель, а В.Свинников –  критик  -  сразу же скажете вы.  Правильно, так получается. А вот, кстати, если честно, положа руку на сердце, вы -  знаете ли писателя А.Иванова или критика В.Свинникова?  Я - вспомнил, не сразу, правда, но вспомнил, что был писатель Анатолий Иванов ("Вечный зов" – роман в котором кулаки-вражины нашу комсомолку с обрыва сбросили, припоминаете? Потом еще одноименный телесериал показывали…  В котором песня  задушевно-щемяще звучала: "Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву..."). Потом вспомнил, что у нас ведь был еще и знаменитый пародист А.Иванов. И вот сейчас - сравнительно недавно,  появился очень яркий пермяк А.Иванов. А  некоего В.Свинникова - критика – так и не смог «установить». Никакими потугами. Пришлось лезть в интернет. Наткнулся на две публикации В.Свинникова в центральных литературных журналах. Да, есть такой… 
Еще непонятно, о чем это я?
Тогда попробую сказать о том же, но - по-иному... «Писатель Пушкин», «романист Достоевский»,  «драматург Шекспир», «прозаик Чехов» – как-то звучит неловко, не правда ли? Как тавтология некая, как бы  «масло масленое», что ли… Почему-то лишними кажутся все эти «довески-привески» к именам великих литераторов… Не нуждаются они в них.  Что они нас, «подсказчики», «суфлеры-дублеры», неизвестные эти, за дураков, что ли, держат? Не надо. Мы и без них прекрасно знаем, кто такие и Пушкин, и Достоевский, и Шекспир…
Попутно, пока находился во всемирной паутине,  удивился тому, сколько существует ныне интернет-ресурсов (сайтов, страничек, виртуальных изданий)  с такими вот, или, примерно, такими названиями: «Писатель Иван Иванов», «Официальный сайт поэта Сидора Сидорова». Вы спросите: ну и что? Если Иван Иванов, тот же, член творческого писательского союза, почему же он не имеет право на подобное самопозиционирование?    Что в этом такого?  Или - другой вариант – а если,  допустим, Иванов Иван Иванович - все тот же   – на самом-то деле, себя проявил в нескольких ипостасях.  Например, математик он неплохой. Специалист в области теории множеств? Тогда, называя свой сайт «Писатель Иван Иванов», он просто-напросто шлет социуму незамысловатое уведомление о том, что он не только в цифрах дока, но еще и в написании романов – хват изрядный. О многогранности, о разносторонности творческой натуры своей сигнализирует, в общем.  Разве такого не случалось в нашей культуре? Да сколько угодно раз! И есть, и - было. Возьмите, к примеру, Бородина. Который и композитором замечательным, и ученым-химиком был. Одновременно. Или Чехова -  и литератор, и врач.   И – это так. Конечно, любой официальный член писательского союза, имеет полное право официально называть себя писателем. (Вот и у самого Андрея Углицких, интернет-территорией которого я в очередной раз попытаюсь воспользоваться, если не ошибаюсь, один из блогов «Писатель Андрей Углицких»  называется...).  Просто, порой, с писателями происходят куда более загадочные, если не сказать, просто странные вещи:
…Знаю, заочно правда, одного  литератора. Назовем его, условно, Сверчковым. Так вот он в своих интернет-ресурсах, в течение немалого уже времени, предпочитает писать о себе в третьем лице: "писатель Сверчков".  Вот фрагменты из недавних "постовых"  "путешествий  во времени"  талантливого литератора  Сверчкова (в вольном пересказе).  
...Однажды  писатель Сверчков повстречал ...писателя Чехова. Побеседовал с ним. Снисходительно похвалил, сдержанно - попенял...  
...Писатель Сверчков встретил пьяного в дым писателя ...Андрея Платонова. Тут же вспомнили с бухим приятелем писателя Чехова (в чем-то похвалили, за что-то попеняли) и писателя Достоевского (в основном - пеняли, но - по-дружески, не слишком сильно). Посмотрели вместе с Платоновым, как,  хоть и бронзовый, но также писатель ...Александр Иванович Герцен сходит со своего пьедестала (дело происходит в Литинститутском дворе ) и направляется разнуздалой фантазией автора текста в соседний магазин за ...вином...
  
Вы скажете, да мало ли, кто сейчас о себе что пишет в интернете! Может быть, писатель, этот, как его там,   действительно ощущает себя писателем, равным Чехову и Платонову?  Раз такого запанибрата с последними...  Ну, не знает, как говорится, Сверчков, этот, «шесткова» своего,  так сказать. (Да не про таких ли вот, написал некогда Е.Евтушенко: "Сей молодой стихослагатель / Владелец мускулов тугих / Похож - на самовыдвигатель / И - задвигатель всех других."?).   Или же – просто дома у него не все... Времена-то сейчас какие напряженные. У любого может крыша поехать.  Пусть себе…  Мечтать ведь не вредно. Ведь сколько не говори халва – во рту-то слаще то не становится…
Да я и не против такой «творческой манеры» был бы.  Точнее, "манерности". Или, еще точнее - "манерничанья". Не против. Если бы из текстов Сверчкова «выглядывала» бы просто ирония. Сверчкова по отношению к Сверчкову же. Но полагаю, что дело, все же, не в иронии, и не в заболевании.
Думаю, что  делает это Сверчков в самом, что ни на есть, здравом уме. И делает это он  – от  
…неуверенности.  В себе.  Потому что, по моим наблюдениям,  писатели начинают на каждом шагу, к месту и не к месту, называть себя писателями и говорить при этом о себе в третьем лице, в основном, в одном случае – если больше ни от кого вокруг не слышат о том, что они - писатели!  Если ни одна живая душа на земле не считает их таковыми. Порождая ответное, демонстративное, во многом, так сказать протестное, самовознесение на высокий писательский пьедестал, декларативное самопричисление к избранным,  нахальный самопереход в куда как более высокую, в действительности ими не выслуженную,  элитную социально-эстетическую и нравственно-этическую категорию – «Писатель Равный Чехову И Платонову»…  
Впрочем, возможен  и иной вариант ответа: «присоседивание», «примазывание» к великим, что ли.  Это новая, оригинальная технология самопиара, ноу хау, порожденное отменным знанием и ловким использованием генетических «слабостей» интернет-поисковиков.  Откроет кто-нибудь новую, незнакомую еще ссылку, сноску на Чехова, Платонова – глядь, а тут, как чертик из табакерки,  вездесущий пронырливый Сверчков, и выглянет, явит себя миру… Как равновеликий с, действительно, великими! Пустячок, а приятно, черт возьми! 
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments