Андрей Углицких (klavdii1955) wrote,
Андрей Углицких
klavdii1955

УГЛИЦКИХ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. ПОПЫТКА "ВОСКРЕШЕНИЯ" "БЕЗВОЗВРАТНОГО". ЧАСТЬ 2

Продолжение. Начало см.здесь http://klavdii1955.livejournal.com/10478.html 

III."ОСТАЛЬНЫЕ" УГЛИЦКИХ

5а. Первым из остальных «Углицких» в данной группе должен был бы стать Иван Васильевич, родившийся в д.Новый поселок, Чигирибского с/с, Соликамского района Молотовской области и призванный Соликамским РВК, красноармеец, последним местом службы которого стал 422 СП. Причина выбытия: умер. Дата выбытия 29.12.1942 г. Умер солдат в 154 ОМСБ (Отдельном Медико-Санитарном Батальоне) и похоронен в Полавском районе, в 2-х км северо-восточнее д.Обща. Но - не стал. Потому, что Иван Васильевич уже проходил у нас (№5). То, что там указан «Парфинский» район, а здесь – «Полавский», скорее всего, ошибка. Ведь все остальное сходится!

Таким образом, общий «Список безвозвратных потерь..» Углицких стал меньше еще на одного человека…

26. Михаил Евгеньевич, красноармеец, 1901г.р. Место рождения: Мурманская область, Красновыхнецкий район, последнее место службы – 4 Украинский фронт. Умер от ран 31.12.1943 г. Источник: «Донесение о безвозвратных потерях» – «Именной список…» за №222 за 1-5 января 1944 г. Оказывается, Михаил Евгеньевич служил в 1869 СП, стрелком, б/п, призван Красновыхнецким РВК Мурманской области в 1941 году.

Причина и время поступление на излечение в ЭТ 1091 (это, видимо, эвакотранспорт - санитарный поезд): «29.12.1943 г. Сквозное пулевое ранение грудной клетки с повреждением спинного мозга. Упадок сердечной деятельности». Причина смерти, последовавшей 31.12.43 года (Новый год!) - «умер от уросепсиса». Герой захоронен в г.Мелитополь, на «городском кладбище, могила №2, справа». Жена: Углицких Наталия Ивановна. Проживала: «Мурманская область, г.Красновыхецск (так в документе), ул.М.Горького, д.24, кв.5»

Не могу не сказать об этом самом пресловутом «уросепсисе», ставшем, якобы, непосредственной причиной смерти военнослужащего. Какая-то тут неувязка! Такой пациент с подобным ранением грудной клетки мог скончаться от чего угодно: от большой кровопотери, несовместимой с жизнью, и являющейся следствием  продолжающегося, неостановимого внутреннего кровотечения, от травматического,  болевого шока, связанного с тяжестью страданий. Он мог завершить свой жизненный путь от сотен и тысяч причин, от нарастающей сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности, от всего на свете, но только не от «уросепсиса»! Потому, что «уросепсис» (заражение крови, входными воротами которого являются органы мочевыделительной системы) у него, по определению, просто не мог и не должен был развиться за столь краткое время. Ибо для подобного развития событий необходимы, как минимум, несколько дней, а то – и недель, а Михаил ушел в вечность в течение, примерно, суток с момента своего смертельного ранения…

Не может не вызывать уважения и жизнестойкость тяжелораненого. То мужество, с которым он так долго боролся за свою жизнь, сопротивлялся неизбежному. Хочется почтительно снять шапку перед моими дорогими старшими коллегами, военно-полевыми медиками, столь много сделавшими для солдата. Судите сами.

Начальный этап оказания медицинской помощи – вынос с поля боя. Очевидно, осуществлявшийся под огнем противника. Скорее всего, силами – ротного санинструктора – девчушки, метр с кепкой. Раненный не ходячий (перебит позвоночник). Стало быть, вытягивала, тянула эта девочка мужика бездвижного на руках. На плащ-палатке. По снегу (декабрь на дворе). Да мало того, что самого раненого тянула, так, наверное, еще и личное оружие выносила своего подопечного. А иначе, не зачтут «вынос с поля боя»! А ППШ-то весит еще килограмма 3, не меньше.

Следующий этап: ПМП (полковой медицинский пункт). Первичная сортировка. Военфельдшер на открытой площадке осматривает вновь прибывших и указывает, кого куда: одних, кого еще можно спасти – в операционную, остальных – на отдельную площадку. Для безнадежных… Скорее всего, нашего бойца, все-таки, брали в операционную – большую армейскую палатку, продуваемую всеми на свете декабрьскими ветрами. Для ревизии раны, обработки раневых поверхностей, перевязки и иммобилизации. Думаю я, также, что поморозился наш Михаил Евгеньевич, выстыл изрядно, покуда волокли, пока в открытом поле на снегу лежал… Дальше – санитарным автомобилем или гужевым транспортом - до поезда санитарного. Конечно, растрясли по дороге…  Дальше – еще одна перегрузка-погрузка. Как же он столько времени выдержал-то? Видно, богатырского здоровья был человек… (Впрочем, хорошо, хоть так. Что не в поле бросили. Что тянули. Что ревизию раны провели, осуществили. Что утку, простите за натуралистическую подробность, подали. Что пытались вывести в тыл. Словом, делали, что могли… Что похоронили. Как человека).

26а. Вроде и надо, надо бы на этом завершать разговор по поводу мурманского этого Михаила Евгеньевича. Но, вот беда – не получается! Потому, что следующий списочный – опять …Михаил Евгеньевич. Только теперь он значится уроженцем «Красновыхспецского», а не «Красновыхнецкого» района Мурманской области. Очередное дублирование…

В этой связи, список наш становиться еще короче. Осталось уже 54…

27. Алексей Иванович, ст.сержант, 1912 г.р. 13.01.1942 г. Убит бою у деревни Иружи Калининской области. Боец 119 стрелковой дивизии. Алексей Иванович – уроженец Молотовской области, Гординского района, с.Губдир (голову даю на отсечение, что место его рождения не «село Губдир», как значится в документе, а село Губдор. Знаменитейшее село уральское. Расположено неподалеку от Чердыни-матушки. Стало быть, и этот тоже  - наш, уральский, вишерский солдатик-то)…

…Да, я оказался прав. В первоисточнике – черным по белому - «Губдор», а не «Губдир»… Еще написано, что Алексей был командиром отделения, что похоронен в могиле, расположенной в 1,5 км восточнее деревни Собанино. Что жена его, Углицких Таисия Дмитриевна проживала в с.Губдор, Гординского района, Молотовской области;

28. Виктор Михайлович, лейтенант, 1923 г.р., уроженец дер.Савино, Губдорского с/с, Чердынского района, Молотовской области. Последнее место службы – 4 штрафной батальон. Убит. Дата выбытия: 18.06.1943 года.

Анализ источника. Выяснилось, что Виктор Михайлович не просто лейтенант, а «лейтенант медицинской службы». Что он был военфельдшером 19 Армии, б/п, убит 18.06.1943 года на Кестеньгском направлении. Что мама его, Филиппова Евдокия Калистратовна проживала в с.Губдор, Губдорского с/с, Чердынского района, Молотовской области;

29. Василий Семенович, красноармеец, 1926 г.р. Призван Красновишерским РВК Молотовской области. Убит. Дата выбытия 13.02.1945 года.

Анализ источника. «Именной список потерь…» за №98880. Связист, б/п, убит 13.02.1945 года в местечке Будвеснен, Восточная Пруссия. Отец, Углицких Семен Иванович, проживал в деревне «Федорцовой Красновишерского района Молотовской области»;

30. Сергей Максимович, красноармеец, 1909 г.р. Место рождения: Челябинская область, г.Шадринск. Призван Сталинским РВК г. Свердловска. Последнее место службы: п/п.1550. Пропал без вести. Дата выбытия: 07.42г. Источник: анкета разыскиваемого за №6131605. Военная специальность: связист;

31. Михаил Сав., красноармеец, 1902 г.р. Уроженец Нижне-Вяземского с/с, Молотовской области (так в документе. Очевидно, правильно: «Н.-Язьвинского с/с»). Последнее место службы: 421 арт.полк. Причина выбытия: «умер от болезни». Дата выбытия: 24.02.1942 г. Источник информации: «Донесение о безвозвратных потерях…» Призван Красновишерским РВК, Молотовской области. Похоронен д.Конибаново, Ленинского района, Калининской области. Жена: Углицких Мар.Ус… (далее - неразборчиво);

32. Иван Андреевич, красноармеец, 1902 г.р. Место рождения: Молотовская область, Красновишерский район. Последнее место службы: 114 отд. стрелковая бригада. Причина выбытия: «убит». Дата выбытия: 19.08.1942 года. Источник: «Донесение о безвозвратных потерях..» «Именной список 114 Отдельной Стрелковой Бригады…» (Приложение №3/90с). Место захоронения: «севернее деревни Марьино, 100 м, Нелидовского района, Калининской области». Жена: Углицких Анна Емельяновна, проживала: Молотовская область, Кр-Вишерский район, Н.Язвинский с/с, д.Федоровка (так в документе);

33. Ефим Антонович, красноармеец, 1903 г.р. Место рождения: Молотовская область. Последнее место службы: 359 стрел. дивизия. Причина выбытия: «пропал без вести». Дата выбытия: 26.12.1941 года. Источник: «Донесение о безвозвратных потерях…» за № 206. Призван Чернушинским РВК Молотовской области. Жена: Углицких Т.Ст. проживала в Молотовской области, Чернушенском районе, Ананьевский с/с, д.Раззориха (так в документе);

7(б) Иван Петрович – подождите, подождите – у нас уже есть Иван Петрович! Даже два уже было «одинаковых» Иванов Петровичей (см. №№7 и 7а). Не тот ли это, опять? Сравним: тот - неизвестного года рождения, а этот – 1924. Тот «ст. сержант» и этот «ст.сержант». У того дата выбытия: 07.10.1942 и у этого то же! Этот захоронен – восточнее деревни Корсун Орловской области, а тот? А тот: «Орловская область. Место захоронения: Верховский р-н, Корсунский сельсовет, с.Корсунь, центр, парк. Могила: братская могила. Над захоронением шествует Корсунская восьмилетняя школа…». Вот какие вещи случались на войне: один и тот же человек трижды занесен в «Списки безвозвратных потерь…»!

А это значит, что:

1.Общее количество Углицких автоматически становится равным 53.

2.Установлено, что родственники погибшего героя проживали в с.Троицком, Пречистенского района Орловской области. Защищал, выходит, парень свою родную орловскую землю, землю, на которой он родился и вырос…

10а. Василий Иванович, 1916 г.р. Красноармеец. Уроженец д.Федорцово, Красновишерского района Молотовской области. Последнее место службы: штаб 66 армии. Причина выбытия: «умер от шока». Дата выбытия: 17.12.1942 г.» Стоп, стоп, а ведь Василий Иванович у нас тоже уже был. Да вот он, за №10. Это тот, что погиб, согласно донесению командира 593-го ОКШР вследствие «ушиба автомобилем». Но там было донесение о безвозвратных потерях, а здесь источник уже другой: «Именной список умерших в ППГ-602» (ППГ – полевой передвижной госпиталь) за №0404. Причиной смерти Василия Ивановича в нем значится «травматическое закрытое повреждение пояснично-крестцового отдела позвоночника и правой лопатки. Ссадины лица и пр.бедра. ШОК» (так в документе). Похоронен в с.Песковатиха Ст.области (очевидно, Сталинградской) в гражданском кладбище (так в документе). Адрес родственников: Молотовской область, Красновишерский район, Нижнее-Яз.с/с, д.Федорцово. Жена: Ордина Мария.

Все, вроде, сходится. Действительно, это тот самый «повозочный», по специальности «тракторист», с «4 классами образования» и т.д. (см. №10)!

Пробежался глазами по остальным умершим из того же «похоронного» полевого госпитального списка:

«…умер от сепсиса и двухсторонней катаральной пневмонии. Пиемия…»

«…умер от гемоколита…»

«…умер от сепсиса и плеврита…»

«…умер от газовой гангрены…»

«…умер от шока» (это наш Василий Иванович)

«…умер от перитонита при явлениях резкого истощения…»

Взглянул на даты поступления и смерти:

«19.11.1942 – 9.12.1942» (сепсис и пневмония)

«19.11.1942 – 11.12.1942» (гемоколит)

«19.11.1942 – 15.12.1942» (сепсис и плеврит)

«16.12.1942 – 17.12.1942» (наш Василий Иванович…)

Заинтересовался: а с чем же поступали умершие от ран в ППГ-602?

- «Обморожение IV степени голени и левой стопы»

- «Обморожение II степени обеих стоп»

- «Множественные осколочные ранение грудной клетки с повреждением лопатки и легкого. Закрытый пневмоторакс. Сепсис»

- «Сквозное пулевое ранение м/т в/3 пр. и лев.бедра» (мягких тканей верхней трети…)

- «Слепое осколочное ранение м/т правого бедра и газовая флегмона. ШОК»

- «Сквозное пулевое ранение грудной клетки, проникающее в грудную и брюшную полости с повреждением тонкого кишечника. Открытый пневмоторакс»

Подписан «Список…» начальником ППГ-602, в/врачом 2 ранга Рыжовым.

Обратил внимание на значительное число отморожений. А это косвенное свидетельство того, что военнослужащие были плохо обмундированы. Значит, валенок не было, а на дворе – страшная зима 1942 года. А под Сталинградом – степи и степи. Резкий, пронизывающий  ветер выдувает последнее тепло…

А по сути случившегося с моим земляком, Василием Ивановичем Углицких… Наехала на человека автомашина. При движении задним ходом, скорее всего. Не заметил водитель человека. Бывает такое? Бывает. Может, бомбежка, внезапный воздушный налет, артобстрел, сутолока, суета, нервозная обстановка… Или - при погрузке-выгрузке. В общем, переехала полуторка наша нашего, же, солдатика, заехала на него колесом либо расплющило несчастливца, зажало между стеной здания и бортом… Несчастный случай…

Общее количество «Углицких» уменьшилось еще на одного человека. Теперь их стало 52…

34. Федор Васильевич, красноармеец, 1907 г.р. Уроженец Соликамского района Молотовской области. Последнее место службы: упр. 133 СД (так в документе). Причина выбытия: «убит». Дата выбытия: 05.09.1942 года. Источник информации: Донесение о безвозвратных потерях. Призван Соликамским РВК Молотовской области. Убит 05.09.1942 года восточнее окраины д.Борисовка Зубцовского района Калининской области. Жена: Углицких Анна Степановна, проживала: Молотовская область, г.Соликамск;

35. Борис Данилович, красноармеец, 1923 г.р. Уроженец Молотовской обл., Красновишерский район, с/с Ново-Язвенский (так в документе). Последнее место службы: упр. 99 СД. Причина выбытия: «убит». Дата выбытия: 31.01.1943 года. Источник: «Именной список о безвозвратных потерях…» за № 113. Отец: Димитрий Егорович (почему-то не совпадает отчество погибшего с именем отца?). Место захоронения: Сталинградское кладбище «Верхний поселок С.Т.З» (Очевидно, Сталинградского тракторного завода);

36. Егор Иванович, мл.сержант, 1917 г.р. Место рождения: Молотовская область, Чердынский район, д.Дуброво. Последнее место службы: штаб упр. Тыла 59 Армии. Причина выбытия: «убит». Дата выбытия: 16.10.1943 года. Источник информации: донесение о безвозвратных потерях – «Именной список…» за №43390с II Украинского фронта.

…Егор оказался командиром отделения, кандидатом в чл. ВКП(б). Место гибели: северная окраина с.Остров Чудовского района Ленинградской области (не очень понятно, впрочем, почему в/часть «II Украинского фронта» воевала в Ленинградской области?). Мать: Углицких Прасковья Филипповна, проживала в с.Дуброво, Чердынского района (в документе ошибочно назван «Чудинским»), Молотовской области;

37. Егор Семенович, гв.рядовой, 1914 г.р. Место рождения: Молотовская область, Красновишерский район, д.Федорцово. Последнее место службы: упр. 17Гв. СД. Умер от ран 31.08.1944 года. Источник: «Именной список о безвозвратных потерях…» за № 11. 13 ОМСБ (Отдельного Медико-Санитарного Батальона) 17 Гв. Ордена Суворова стр.дивизии за период с 10 по 20 сентября 1944 года. Егор был телефонистом, б/п, ранен и поступил в 13 ОМСБ 14.08.1944 года с диагнозом: «Слепое осколочное ранение в живот с повреждением печени» Умер от перитонита 31.08.1944 г. Жена: Углицкая (так в документе) Анна Ивановна;

38. Семен Степанович, рядовой, 1919 г.р., уроженец д.Федорцово Красновишерского района Молотовской области. Последнее место службы: штаб 1 Гв. СД. Убит. Дата выбытия: 27.07.1944 г. Источник: «Именной список безвозвратных потерь 10 отдельной штрафной роты 1 Гв Стрелк. Моск.Минск. Кр. Ор. Сув дивизии» (так в документе. Очевидно, «ордена Суворова») за №5792с. Семен был стрелком, б/п, убит 27.07.1944 северо-западнее д.Кревнишки, Алитусского района Литовской СССР. Отец: Степан Акимович, проживал д.Федорцово, Красновишерского р-на Молотовской обл;

39. Александр Матвеевич, ст.лейтенант, 1913 г.р. Место рождения: г.Молотов. Последнее место службы: упр. 274 СД. Умер от ран 14.01.1945 года. Источник: «Именной список безвозвратных потерь офицерского состава 27 стрелковой Ярцевской дивизии по состоянию на 12 февраля 1945 года» Документ «планшеточный», «полевой», представляет собой тетрадный лист (в клеточку) со следами отверстий от дырокола. Из него следует, что Александр Матвеевич был командиром стрелковой роты 965 СП, б/п. Был призван Чердынским РВК Молотовской области в 1942 году, умер от ран 14.01.1945 года (за четыре месяца до Победы). Похоронен офицер в дер. Голен Радомозского воеводства, Польша. Мать: Углицкий (так в документе) Мария Васильевна, проживала в Молотовской обл., Чердынском районе, д.Губдор;

40. Александр Степанович, ст.сержант, 1913 г.р. уроженец Молотовской обл., Чердынского района. Призван Кунгурским РВК Молотовской области, Кунгурский район. Пропал без вести. Дата выбытия: 01.1944 года. Источник: «Документ, уточняющий потери…», представляющий собой машинописный список с многочисленными карандашными пометами. Из него следует, что Александр Степанович был призван 24.10.1941 года Сученским РВК, б/п. Жена: Солнышкина А.А., проживала г.Кунгур Молотовской области, ул.Транспортная, д.38;

41. Егор Иванович, 1915 г.р. Место рождения: Молотовская обл., Н.-Язвинский с/с, д.Федор (так в документе). Призван Красновишерским РВК Молотовской области. Пропал без вести. Дата выбытия: 03.1943 года. Источник: «Список военнослужащих, пропавших без вести за период Отечественной войны с 29 июля 1941 по май месяц 1945 года» за №56. Документ рукописный, представлен в табличной форме (следы карандашных помет в тексте). Мать: Углицких Анна Ивановна, проживала в д.Федорцово, Молотовской области, Н.-Язьвинский с/с;

42. Петр Андреевич, старшина, 1923 г.р. Место рождения: Молотовская область, Красновишерский р-н, Нижне-Язьвинский с/с, д.Федорцово. Призван Красновишерским РВК Молотовской области. Пропал без вести. Дата выбытия: 11.1943 года.  Источник: «Список военнослужащих, пропавших без вести за период Отечественной войны с 29 июля 1941 по май месяц 1945 года»;

43. Филип Павлович, красноармеец, 1905 г.р. уроженец д.Федорцово Нижне-Язьвинского с/с, Красновишерского района Молотовской области. Призван: Красновишерским РВК, Молотовской области, Красновишерский р-н. Дата выбытия: 04.1943 года. Источник: «Список военнослужащих, пропавших без вести за период Отечественной войны с 29 июля 1941 по май месяц 1945 года»

В том же «Списке…» на той же странице документа еще 4(!) Углицких, пропавших без вести:

44. Егор Листафарович, 1905 г.р.

45. Иван Алексеевич, 1919 г.р.

46. Александр Федорович, 1905 г.р.

47. Егор Алексеевич, 1918 г.р.

Все – уроженцы д.Федорцовой, Красновишерского района Молотовской области.

Все – пропали без вести в 1942-43 гг.

А печаль, между тем, все полнится и продолжается:

48. Василий Дмитриевич, красноармеец, 1903 г.р., уроженец Молотовской обл., Красновишерского района, Нижне-Язьвинского с/с, д.Федорцово. Призван Красновишерским РВК Молотовской области. Пропал без вести. Дата выбытия: 04.1943 года;

49. Павел Алексеевич, 1910 г.р. уроженец Молотовской обл., Красновишерского района, Нижне-Язьвинского с/с, д.Федорцово. Призван Красновишерским РВК. Пропал без вести. Дата выбытия: 1942 год;

50. Николай Петрович, 1918 г.р. уроженец Молотовской обл., Красновишерского района, Нижне-Язьвинского с/с, д.Федорцово. Призван Соликамским РВК Молотовской обл. Пропал без вести. Дата выбытия: 02.1945 года. Жена: Ковалева Наталья Ивановна, проживала по адресу: г.Соликамск Молотовской области, пос.Калиец, ул.Сталина, д.41, кв.2;

51. Алексей Арсентьевич, красноармеец, 1906 г.р. Призван Покровским РВК Чкаловской области, Покровский район, с.Дедово. Пропал без вести. Дата выбытия: 03.1942 года;

10б) Василий Иванович? Что неужели в третий раз Василий Иванович? Ибо последний «списочный» Углицких – тоже, якобы, «пропавший без вести»: Василий Иванович, нам уже хорошо знаком (см.№10 и 10а). Это тот самый, «ушибленный автомашиной», а затем сутки умиравший в госпитале на Сталинградском фронте…

 

ВЫВОДЫ

Теперь мы имеем достаточно информации для того чтобы ответить на поставленные в самом начале рукописи вопросы: распределение фамилии «Углицких» по территории бывшего СССР носит более или менее равномерный характер или же, напротив, оно ограничено какой-то сравнительно небольшой территорией?

Для ответа на этот вопрос обратимся к цифрам.

Всего в «Списки безвозвратных потерь Советской Армии за период Великой Отечественной Войны 1941-45 гг.» занесены 58 военнослужащих с фамилией «Углицких»

Путем устранения прямого и косвенного (за счет поступления информации об одном и том же военнослужащем по различным информационным каналам) дублирования, удалось «снизить» безвозвратные потери по данной рубрике с 58 до 51.

Из них – в 41 случаях удалось установить места рождения и/или призыва в Действующую Армию. В 10 случаях – такие сведения в архивных материалах отсутствуют.

Из 41 военнослужащего с фамилией Углицких, согласно полученным данным, являются уроженцами и/или – призывались с территории:

- Молотовской области – 36 человек,

- Чердынского, Красновишерского районов Молотовской области – 29 человек;

- деревни Федорцовой, Нижне-Язьвинского с/с, Красновишерского р-на, Молотовской обл. – 23 человека;

- других районов Молотовской области (Соликамского, Кунгурского, Гординского, Губдорского, Чернушинского)– 7 человек;

- других регионов бывшего Советского Союза - 6 человек (в том числе: Шадринского района Курганской области – 2, Казахской ССР, Мурманской, Орловской, Челябинской обл. РСФСР – по одному человеку).

Полученные данные позволяют со всей очевидностью позволяют утверждать, что ареал (область распространения) фамилии Углицких на территории бывшего Советского Союза действительно ограничен сравнительно небольшой географической зоной с эпицентром в районе деревни Федорцовой Нижне-Язьвинского с/с Красновишерского района нынешней Пермской области.

 Завершающая часть рукописи:  http://klavdii1955.livejournal.com/10776.html 

Tags: Великая Отечественная война, Красновишерск, Углицких, Углич, Чердынь, безвозвратные потери, царевич Дмитрий
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments